?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Фильм Бенуа Жако

Фильм-опера "Тоска" (2001) Бенуа Жако среди прочих киновоплощений "Тоски" уникален прежде всего тем, что это в первую очередь фильм, и только во вторую - опера. Мсье Жако никогда не снимал оперных фильмов (зато снимал много чего другого и интересного) и не слышал саму оперу, когда ему предложили взяться за этот проект. Что получилось - по-моему, великолепная вещь, с которой можно как начинать знакомство с оперой (например, для меня соприкосновение с миром "Тоски" началось именно с этого фильма), так и копаться в нём тем, кто уже хорошо её знает. Чем я и предлагаю нам заняться, дорогие мои. ;)

Пространство фильма (как и оперы, но здесь это ещё более подчёркнуто) - камерное, сиюминутное, существующее единомоментно. В нём нет ни прошлого, ни будущего, ни внешних сил. Всё концентрируется только здесь и сейчас, вокруг трёх главных действующих лиц, их чувств и мыслей. Чёрное пространство, из которого появляются и в которое уходят герои, предстаёт чем-то вроде космической пустоты, неведомой бездны. Мир фильма подобен маленькому островку в первозданном хаосе бытия, как планета Земля среди черноты космоса. Удивительная глубина в этом есть, какое-то новое измерение, которого обычно нельзя уловить на сцене (хотя, в сущности, на сцене то же самое, только вместо этой черноты - кулисы). Как будто всё, что происходит, происходит не в первый и не в последний раз, словно цикл повторяется снова и снова, и мы видим лишь одно из его воплощений.

Поэтому лично мне трудно размышлять о том, какие отношения могли связывать героев до событий фильма: откуда, к примеру, знакомы Тоска и Скарпиа, как долго вместе Тоска с Каварадосси и т. п. Я не могу этого увидеть, потому что они все - здесь и сейчас. Ни до, ни после их просто нет, по крайней мере, я не вижу. Я принимаю их такими, какие они есть.

Самый интересный образ фильма - безусловно, Скарпиа. Он - словно порождение хтонической бездны, той самой, которая кроется за пределами камерного пространства. Он не человек, он больше всего похож на дракона. Могущественное и злобное (malevolent) создание, владеющее какими-то древними тайнами, одновременно жуткое и притягательное. Лично мне от него делается скорее жутко, но для кого-то, я знаю, притягательность перевешивает. ;) Почему его так зацепила Тоска - Бог весть, но у меня в какой-то момент, во время очередного просмотра, вспыхнула и засела в голове мысль: получив от неё всё, что хотел, он бы её убил. Однозначно. Не своими руками, возможно, но она не осталась бы в живых.

Второй для меня по яркости и интересности - Каварадосси, как ни странно. Этот художник - он очень умный. Обратите внимание на его лицо в тот момент, когда Тоска узнаёт в портрете маркизу Аттаванти. Как будто в голове Марио мгновенно вспыхнула лампочка, и все кусочки головоломки для него сложились в единую картину: Анджелотти, побег, его сестра, ключ, вилла - и то, что может за этим воспоследовать (и с вероятностью 90% последует). Он мгновенно осознаёт, во что ввязался и чем это ему грозит. И общается он с Тоской во время их дуэта "Qual occhio al mondo" так, словно видит её в последний раз. Ни в одном Каварадосси до сих пор я не видела такого ясного осознания близкой смерти и одновременно - готовность встретить её без страха. Но не с вызовом, как, например, гордый революционер Каррерас - а кротко и со смирением. Этот Марио вообще очень кроткий, добрый и мирный человек, но в то же время обладающий силой духа, которой можно позавидовать. Например, он страшно боится Скарпиа, когда приходит к нему на допрос. Этот страх прекрасно заметен у него на лице. Марио знает, что Скарпиа всё знает, и сделать тут ничего нельзя, но продолжает сопротивляться. Стоит обратить внимание ещё вот на что: когда Каварадосси готовятся вести на допрос, Тоска непроизвольно заслоняет его собой. Этот жест может многое сказать об их отношениях, но в итоге Каварадосси всё равно оказывается духовно сильнее, чем Тоска. Сильнее и чище. Эта кроткая обречённость, до боли очевидная в нём в третьем акте, кстати, очень близка к христианской идее жертвенности. И ещё одно: после расстрела, когда над площадкой Сант-Анджело встаёт рассвет, тело Марио остаётся освещённым лучами солнца, в то время как Тоска бросается с парапета в черноту, ту самую хтоническую бездну. Символично. Если принять идею о том, что мы видим перед собой повторяющийся цикл, то можно предположить, что по крайней мере для Каварадосси на сей раз этот цикл завершился.

Тоска - наименее интересный образ из трёх. Впрочем, возможно, я чего-то не понимаю... Но мне она видится достаточно поверхностным персонажем: не особенно умной, самовлюблённой и своевольной девицей. У неё даже не хватает ума испугаться Скарпиа, когда она к нему попадает, - настолько она уверена в том, что с ней, такой замечательной, ничего случиться не может. Ей очень, очень повезло, что она сумела его убить, потому что это получилось чисто случайно.

Ещё что мне хотелось бы сказать: это очень сильный и жёсткий фильм. По крайней мере, когда смотришь его не в первый раз и замечаешь то, чего не видел раньше. В некоторые моменты я предпочитаю отворачиваться от экрана, потому что накал страстей для меня слишком велик. Например, в сцене "Те Деум", которая здесь тоже отвечает общей идее фильма. Как обычно это происходит? Мы видим церковную процессию, много народу, хор, и на фоне этого всего - барона, поющего свой монолог. Здесь же ничего подобного нет, потому что нет внешнего мира. Только музыка и лицо Скарпиа. Великий респект Раймонди, который одной мимикой и глазами умудряется, неделикатно выражаясь, просто изнасиловать зрителя в мозг. :)

Мысли? Дополнения? ;)

Comments

( 6 comments — Leave a comment )
belta
Jun. 8th, 2009 09:24 pm (UTC)
начинать и копаться
сегодня мне привезли-таки вожделенный диск. в итоге особо вкусные места были предъявлены двум зрителям: одному - как начинающему, в качестве рекламы; другому - уже кино посмотревшему, и не один раз - в качестве темы для размышления. Итог: второй забрал кино пересматривать и думать, первый жаждет смотреть целиком, по возможности - с русскими субтитрами. Это реально?
arashi_opera
Jun. 8th, 2009 09:27 pm (UTC)
Реально - если дашь копию. ;)
canto_et_spero
Jun. 12th, 2009 10:43 pm (UTC)
Эта кроткая обречённость, до боли очевидная в нём в третьем акте, кстати, очень близка к христианской идее жертвенности. (с)

Агаа, то-то он меня так зацепииил...
Пересмотреть фильму, что ли...
dariateplova
Sep. 9th, 2011 08:41 pm (UTC)
Да, фильм классный!
tsonja
Apr. 27th, 2012 01:31 pm (UTC)
Замечательная статья! Нет, браво! :))
Пересматривала фильм много раз, и не устаю им восхищаться. А после Вашей статьи побегу снова пересматривать - Вы предложили очень интересный взгляд!
Я смотрела на окружающую их тьму как на символ того, что это всего лишь отдельная история, трагедия и драма в огромном мире, где таких историй может быть множество в разных вариациях, и что по сути герои этих историй одиноки в своем страдании, подвиге и вообще в жизни. Чувствуется обреченность героев, нет надежды на какую-то помощь извне - они одиноки, и по сути все люди всегда тоже находятся в каких-то ограниченных мирах, вокруг которых - такая же пугающе-безразличная тьма, бездна, просто в фильме она изображена буквально. Такая мысль пришла мне в голову на сцене, когда Тоска отходит спросить Марио - мучают ли его, и он просит ее молчать. Она стоит одна в полной темноте, некуда податься, помощи нет. Одна между ужасным Скарпьей и недосягаемым Марио.

Помнится, пару лет назад решила я подруге такой dvd на день рождения подарить - и вот на кассе консультант в магазине вдруг начал меня напористо отговаривать - зачем вам это, это же "неадекватный", дешевый фильм, с "неадекватными эмоциями". Решив, видимо, меня просветить, он почему-то предложил мне Ковент-Гарденскую Травиату. В общем, пришлось поблагодарить его и выбрать другой подарок, тем более что подруга к опере страсти особой не испытывает.
Ему бы Вашу статью почитать, подумать :)
arashi_opera
Apr. 27th, 2012 01:43 pm (UTC)
Консультант - идиот, действительно.
( 6 comments — Leave a comment )